Что же такое заблаговременная работа?
Это комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованного лица, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий;
В свою очередь, полнота и достоверность сведений о пенсионных правах застрахованного лица - совокупность отраженных на индивидуальном лицевом счете гражданина сведений о стаже, заработке (доходе), страховых взносах, и других сведений, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.
Основная цель заблаговременной работы – это максимальный учет пенсионных прав граждан, своевременное и правильное назначение пенсии.
Для достижения данной цели заблаговременная работа начинается c формирования списков будущих пенсионеров по сведениям, имеющимся в распоряжении управлений (отделов) ПФР и Отделения.
С августа текущего года, т.е. со дня вступления в силу порядка 418-од, изменились ежегодные сроки представления необходимых данных и сроки загрузки сведений в ПК КС ПФР:
- до 1 сентября - страхователи представляют в управления (отделы) списки (например, до 1 сентября 2018 года на будущих пенсионеров 2020 года), в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- до 1 октября – управления (отделы) направляют в Отделение списки будущих пенсионеров (например, до 1 октября 2018 года на будущих пенсионеров 2020 года);
- до 1 января - актуализированная база будущих пенсионеров загружается в ПК КС ПФР.
Основная проблема, с которой сталкиваются управления (отделы) на этом этапе работы - сбор сведений о будущих пенсионерах в полном объеме.
Для достижения данной цели требуется установление тесного взаимодействия не только с работодателями, но и с главами местных поселений, которые в свою очередь могут представлять сведения и о не работающих будущих пенсионерах.
Заблаговременная подготовка документов проводится в отношении граждан, которые будут иметь право на назначение пенсии по старости, как на общих, так и на льготных основаниях, а так же граждан, обратившихся за назначением страховой пенсии по инвалидности и давшие согласие на проведение заблаговременной работы.
Для проведения качественной подготовки документов, особое внимание уделяется взаимодействию специалистов, осуществляющих прием документов, специалистов, осуществляющих заблаговременную работу и специалистов персонифицированного учета.
Во время приема специалист должен проверять правильность оформления документов, представленных для проведения заблаговременной работы, оценивать полноту содержащихся в документах сведений, сравнивать с данными индивидуального лицевого счета гражданина. Проверять факт назначения и выплаты пенсии.
При наличии недостающих документов, разъяснять обратившемуся гражданину или законному представителю необходимость и срок их представления, отмечать их в форме регистрации обращения и в процессе по заблаговременной работе.
Давать гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представлять дополнительно по собственной инициативе.
Так же уточняется у граждан наличие иных периодов подлежащих включению в стаж - это период ухода за инвалидом 1 группы, за ребенком-инвалидом, за ребенком до 3 лет и др.
В случае если иные периоды имели место до проведения заблаговременной работы, от гражданина принимается заявление о включении данных периодов в индивидуальный лицевой счет.
Если же иные периоды имеют место во время проведения заблаговременной работы (например, гражданин продолжает осуществлять уход за нетрудоспособным гражданином), специалист должен предложить обратиться с заявлением о включении в индивидуальный лицевой счет сведений об иных периодах, одновременно с заявлением на назначение пенсии или после прекращения иного периода.
На лицевой счет такие периоды вносятся через форму СЗВ-К, если они имели место до даты регистрации гражданина в системе персонифицированного учета либо через форму СЗВ-СП, если они имели место после даты регистрации.
Подтверждение иных периодов осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Отделения от 2 июля 2013 № 405-од.
После оценки представленных документов, комплект документов и процесс по заблаговременной работе передается специалистам, осуществляющих заблаговременную работу и непосредственную подготовку лицевого счета к назначению пенсии.
На данном этапе так же проводится правовая оценка документов, в том числе представленных в электронном виде, правомерность истребования недостающих документов.
При выявлении расхождений в сведениях, приниматься решение о необходимости проведения документальной проверки или направлении запроса.
В случае расхождений в данных о стаже в документах и лицевом счете принимается решение о корректировке лицевого счета.
Специалист КС Гармаева Л.В.